Сервис, ремонт и
модернизация

Продолжительность работы и получение точных результатов оценки топлив зависит от качества регулировки, настройки и своевременной проверки состояния материальной части.

    Заявка на установку/ремонт

      Перезвоните мне

      Установка типа
      УИТ-85М

      Одноцилиндровая универсальная установка УИТ-85 предназначена для оценки детонационной стойкости топлив в двигателе путем определения октановых чисел по моторному и исследовательскому методам.

        Заявка на установку/ремонт

        Определение октанового числа

        Определение октановых чисел моторных топлив на установке типа УИТ-85М

        Основным показателем, характеризующим качества автомобильных и авиационных бензилов, является их детонационная стойкость,
        которая обычно выражается октановыми числами по моторному и исследовательскому методам, определение которых приводится в условиях,
        установленных стандартами ГОСТ 511-82, ГОСТ 8226-82, ГОСТ Р 52946-2008, ГОСТ Р 52947-2008, ГОСТ 32339-2013, ГОСТ 32340-2013.

        Область применения и сущность метода

        Применение методов определения детонационной стойкости бензинов и их компонентов устанавливается и стандартах и технических условиях на моторные топлива. Сущность определения октанового числа топлива по моторному и исследовательскому методам едина и заключается в сравнении испытываемого топлива с эталонными топливами, октановые числа которых известим.

        В процессе испытания попеременным переключением двигателя с испытуемого образца па эталоны подбирают такую смесь эталонов, которая детонирует так же, как испытуемый образец бензина.

        В качество эталонных топлив применяют два индивидуальных углеводорода: изооктан (2,2,4-триметилпентан, С8Н18) и нормальный гептан (C7H16), имеющие близкие физико-химические свойства и резко отличающиеся по детонационной стойкости.

        Детонационная СТОЙКОСТЬ изооктана условно принята за 100 единиц, а нормального гептана — за 0.

        Составляя смеси изооктана с нормальным гептаном, можно получить эталоны с детонационной стойкостью от 0 до 100. Процент изооктана в смеси с нормальным гептаном обозначает октановое число. Следовательно, октановое число бензина характеризует его детонационную стойкость и численно равняется процентному (по объему) содержанию изооктана в такой смеси с нормальным гептаном, которая при стандартных условиях испытания на специальном двигателе детонирует так же, как и испытуемый бензин.

        Октановое число выше 100 указывает на то, что в изооктан необходимо добавить определенное количество тетраэтилсвинца, чтобы полученная смесь была эквивалентна по интенсивности детонации испытуемому топливу при сравнении в стандартных условиях испытания.Моторный и исследовательский методы различаются в основном условиями проведения испытания.

        Например, число оборотов двигателя по моторному методу 900 об/мин, а по исследовательскому 600 об/мин; угол опережения зажигания в первом случае будет переменный от 19° до 26° (в зависимости от степени сжатия) до ВМТ, во втором — постоянный 13° до ВМТ; топливо-воздушная смесь при исследовательском методе не подогревается, а при моторном — должна иметь температуру 149°С и т.д. Эти отличия в режиме работы двигателя и обуславливают различные величины октановых чисел бензинов по указанным двум методам.

        Определение октановых чисел проводится при стандартной интенсивности детонации, которую устанавливают изменением степени сжатия, когда двигатель работает на испытуемом образце топлива, а состав топливо-воздушной смеси соответствует максимальной детонации.
        Замер интенсивности детонации производится аппаратурой, состоящей из магнитострикционного датчика, электронного устройства (детонометра) и указателя детонации. Когда показания указателя детонации при работе на испытуемом топливе находятся между показаниями, полученными при работе двигателя на двух эталонных смесях, отличающихся друг от друга не более чем на две октановые единицы, то октановое число топлива определяется путем интерполяции. Октановое число бензина, определенное по моторному методу, обозначают о.ч./М, а по исследовательскому – о.ч./И.

        Аппаратура

        Универсальной аппаратурой для определения октановых чисел топлив по моторному и исследовательскому методам служит испытательная одноцилиндровая установка модели УИТ-85М, показанная на рисунке 1. Установка состоит из стационарного одноцилиндрового поршневого двигателя внутреннего сгорания с переменной степенью сжатия, двухскоростного асинхронного электродвигателя с переключателем скоростей, пульта управления с контрольно-измерительными приборами и вспомогательным оборудованием, смонтированными на общей фундаментной плите. В комплект установки также входят: устройство СОТ-1 для подготовки воздуха по влажности и ресиверный бачок на выхлопе.

        Двигатель и оборудование должны применяться без каких-либо изменений, а монтаж следует проводить в полном соответствии с рекомендациями данной инструкции.

        Во избежание нежелательных вибраций установку следует монтировать на прочном монолитном фундаменте. Аппаратуру и приборы следует содержать в надлежащем состоянии, обеспечивая периодический контроль согласно действующим положениям и инструкциям.

        Следует помнить, что для обеспечения необходимой точности при определении октановых чисел и надежности материальной части эксплуатация установки должна осуществляться в закрытом помещении при температуре окружающего воздуха 10-35 °С и относительной влажности не более 80% лицами; прошедшими обучение и аттестованными в установленном порядке.

        Эталонные и контрольные топлива

        Моторный и исследовательский методы определения октановых чисел основаны на сравнении детонационной стойкости испытуемого топлива с эталонными топливами, октановые числа которых известны. Для определения октановых чисел применяются эталонные топлива:

        — изооктан (2,2,4-тримстилпентан) эталонный (высшей категории качества)по ГОСТ 12433-83;

        — гептан нормальный по ГОСТ 25828-83;

        — изооктан эталонный с различным содержанием тетраэтилсвинца (ТЭС), добавляемого в изооктан в виде этиловой жидкости по ГОСТ 988-89;

        — толуол (ч.д.а.) по ГОСТ 5789-78.

        Зависимость между содержанием ТЭС в изооктане и октановыми числами выше 100 приведены в таблице 1 ГОСТ 511-82.

        Массовую долю ТЭС в этиловой жидкости в объемную долю (X) пересчитывают по формуле:

        где X1 — массовая доля ТЭС в этиловой жидкости в %
        Рэт.ж. — плотность этиловой жидкости, г/см3
        Ртэс — плотность ТЭС, г/см3

        Для проверки пригодности установки к испытаниям применяют контрольные топлива — смеси толуола (ч.д.а.), изооктана и н-гептана с номинальными октановыми числами, указанными в таблице 1.

        Для повышения точности определения октановых чисел, целесообразно готовить смеси эталонных топлив из промежуточных (базовых) смесей:
        — 40% изооктана и 60% н-гептана;
        — 60% изооктана и 40% н-гептана;
        — 80% изооктана и 20% н-гептана.

        Из указанных смесей и эталонного изооктана можно получить смеси эталонных топлив с октановым числом от 40 до 100 в соответствии с таблицами 3, приведенными в ГОСТ 511-82 и ГОСТ 8226-82.

        Допускается приготовлять смеси эталонных топлив с октановым числом от 40 до 100 и прямым смешением н-гептана и изооктана.

        Смеси эталонных топлив и контрольные топлива составляют по объему. Температура смешиваемых компонентов не должна различаться более чем на 3 °С. Для составления смесей применяются колбы мерные по ГОСТ 1770-74, вместимостью 250, 500 и 1000 см3 а также бюретки по ГОСТ 20292-74, вместимостью 50 и 100 см3.

        Стандартные условия испытаний

        При определении октановых чисел топлив по моторному и исследовательскому методам необходимо поддерживать следующие стандартные условия работы двигателя установки:

         

        Таблица 2

        Параметры Моторный метод Исследовательский метод
        Число оборотов двигателя (900±9) об/мин (600±6) об/мин
        Степень сжатия от 4 до 10 от 4 до 10
        Угол опережения зажигания Устанавливается автоматически
        в зависимости от показаний
        индикатора степени сжатия
        М
        20° до ВМТ при М=9,6
        24° до ВМT при М=12,3
        22° до ВМТ при М=14,9
        20° до ВМТ при М=17,6
        19° до ВМТ при М=18,9
        18° до ВМТ при М=20,2
        17° до ВМТ при М=21,6
        16° до ВМТ при М=22,9
        15° до ВМТ при М=24,2
        Постоянный 13° до ВМТ в такте сжатия
        Зазор между электродами свечи зажигания 0,5±0,1 мм 0,5±0,1 мм

        Зазоры между штоками и

        коромыслами клапанов на

        прогретом двигателе

        0,20±0,05 мм 0,20±0,05 мм
        Смазочное масло МС-20 ГОСТ 21743-76 МС-20 ГОСТ 21743-76
        Давление масла в магистрали во время работы двигателя (1,96±0,3)×105 Па
        (2,00±0,3 кгс/см3)
        (1,96±0,3)×105Па
        (2,00±0,3 кгс/см3)
        Температура масла в катере 60±10°С 60±10°С
        Температура охлаждающей жидкости 100±2°С 100±2°С
        Температура воздуха, поступающего в карбюратор 50±5°С 52±1°С
        Влажность всасываемого воздуха 3,5-7,0 г/кг 3,5-7,0 г/кг
        Обеспечивается пропусканием воздуха через радиаторы СОТ-1 Обеспечивается пропусканием воздуха через радиаторы СОТ-1
        Температура топливо-воздушной смеси 149±1°С Не фиксируется
        Состав топливо-воздушной смеси Устанавливается на максимальную интенсивность детонации Устанавливается на максимальную интенсивность детонации
        Интенсивность детонации Стандартная (55±3 единицы по указателю детонации) Стандартная (55±3 единицы по указателю детонации)
        Температура охлаждающей жидкости СОТ-1 4±4,5°С 4±4,5°С
        Измерение детонации

        Для измерения интенсивности детонации при определении октановых чисел топлив на установке УИТ-85M используется электронный детонометр с датчиком магнитострикционным и указателем детонации.

        Принципы работы детонометра

        Детонометр предназначен для замера скорости изменения давления в цилиндре двигателя при детонационном сгорании топлива.

        Магнитострикциониый датчик ввертывается в камеру сгорания двигателя и своей мембраной воспринимает изменение давления, возникающее при сгорании топлива. Мембрана датчика воспринимает не общее повышение давления, а только импульс удара детонационной волны.

        Колебания мембраны передаются магнитострикционному стержню датчика, вызывая изменение его сопротивления постоянному магнитному потоку. В результате в обмотке стержня возникает напряжение, пропорциональное скорости нарастания давления, которое поступает на вход детонометра. Импульсный сигнал с датчика поступает на фильтр низких частот детонометра с полосой пропускания от 0 до 2,8 гКц. Высокочастотные составляющие сигнала, возникающие от вибрации стенок цилиндра, стука клапанов и колебаний стержня датчика, в фильтре отфильтровываются.

        После фильтра сигнал через резисторы регулировки «Усиление» поступает на предварительный усилитель-ограничитель, где ограниченный сигнал многократно усиливается, а затем поступает в расширитель импульсов.

        В расширителе импульсов сигнал растягивается до 120 мс. Из-за значительного различия по величине сигналов на входе датчика, необходимо брать среднее значение всех сигналов за определенное время. Эту функцию выполняет интегратор, преобразующий импульсный сигнал постоянного тока, напряжение которого пропорционально величине амплитуды сигнала.

        С интегратора сигнал постоянного тока поступает в конечный усилитель ограничитель с регулируемым уровнем ограничения «Диапазон».

        Выведенные на панель детонометра регулировки позволяют установить необходимые показания по шкале указателя детонации.

        Питание детонометра осуществляется от сети переменного тока напряжением 220 В, частотой 50 Гц.

        Размещенный внутри детонометра специальный стабилизатор является источником стабилизированного напряжения.

        Проверка работы детонометра осуществляется от сигнал-генератора, включенного в схему детонометра.

        На лицевой панели детонометра расположены ручки усиления и диапазона, переключатель постоянной времени, тумблер включения детонометра в режим контроля от сигнал-генератора, тумблер включения прибора(сеть), и тумблер сброса показаний указателя детонации.

         

        Проверка детонометра в режиме «Контроль СП»

        Перед началом проверки и настройки детонометра необходимо подать напряжение на установку с помощью автоматического выключателя, расположенного на левой стенке пульта.

        Наличие напряжения контролируется по свечению лампочки «Сеть», а его величина вольтметром, расположенным на пульте. Затем следует проверить нулевую точку указателя детонации, используя тумблер «О — УД» расположенный на лицевой панели детонометра. Все ручки регулировочных органов детонометра на лицевой панели должны быть установлены в крайнее левое положение, а тумблер «Сеть» включен, при этом загорается индикаторный светодиод и цифровые индикаторы УД.

        Произвести проверку детонометра в режиме «Контроль СГ. Для этого необходимо установить ручки регулировок «Усиление» и «Диапазон» в положения, указанные в паспорте детонометра, и перевести тумблер «СГ-ДД» во включенное положение — «СГ». Произвести отсчет показаний по указателю После проверки в режиме «Контроль СГ’ нужно переключить тумблер «СГ-ДД» в положение, при котором сигнал от магнитострикционного датчика будет поступать на вход фильтра низких частот детонометра «ДД»

        Настройка и регулировка детонометра

        Настройку и регулировку проводят после прогрева и установления стандартного рабочего режима на работающем двигателе установки с применением смесей эталонных топлив, октановое число которых отличается на две единицы.

        Регулировка заключается в установлении требуемой чувствительности и стабильности показаний указателя детонации. Перед началом регулировки ручки переключателей «Диапазон» и «Постоянная времени» должны быть в положении «Г, а ручки регулировок «Усиление» в крайнем левам положении.

        Настройка и регулировка детонометра выполняется в следующем порядке:

        — установить индикатор степени сжатия в соответствии с октановым числом одной из взятых эталонных смесей по таблице 2 или 3 (в зависимости от метода испытаний) с учетом поправки на барометрическое давление. Перевести двигатель на работу с этой смесью;
        — установить ручками «Усиление» показания указателя детонации примерно на середину цифровой шкалы (-50 единиц);
        — отрегулировать состав топливо-воздушной смеси на максимальную интенсивность детонации (наибольшие показания указателя детонации) и ручками регулировки усиления довести показания указателя детонации до 55 ± 1 единица.

        Переключить двигатель па питание из топливного бачка с эталонной смесью, имеющей большее октановое число и отрегулировать состав топливо-воздушной смеси на максимальные показания указателя детонации.

        При переменой работе двигателя на эталонных смесях по максимальным показаниям указателя детонации определить чувствительность детонометра к изменению октанового числа (диапазон). Для октановых чисел 70 и выше разность показаний указателя детонации при работе на топливах, различающихся между собой па две октановые единицы, должна быть 20-30 единиц. Для октановых чисел ниже 70 эта разность может быть меньше, но не менее 6 единиц на две октановые единицы.

        Все отсчеты по шкале указателя детонации производить только при изменении показаний от меньших значений к большим. Для этого перед каждым отсчетом следует перевести тумблер «УД — 0» в выключенное положение, чтобы показания указателя детонации снизились до 20-30 единиц, после чего вновь переключить тумблер (в положение — «УД»). Результат оценки фиксировать только но установившимся показаниям.

        При недостаточной чувствительности детонометра к изменению октанового числа, необходимо установить переключатель «Диапазон» в положения 2, 3 и т.д.. до получения необходимой чувствительности.

        Для увеличения стабильности показании указателя детонации следует установить переключатель «Постоянная времени» в положения 2,3 и т.д.. до получения стабильных показаний.

        Настройка и регулировка детонометра считается правильной, если показания индикатора степени сжатия соответствуют данным таблицы 2-3 с учетом поправки на барометрическое давление для октанового числа применяемой эталонной смеси, показания указателя детонации составляют при этом 55 ± 3 единицы и чувствительность детонометра соответствует вышеуказанным требованиям.

        При неудовлетворительной стабильности показаний исправность детонометра и указателя детонации проверяют согласно инструкции по эксплуатации детонометра, где указаны также возможные неисправности и способы их устранения и другие данные прибора.

        Определение состава топливо-воздушной смеси на максимальную интенсивность детонации

        При определении октановых чисел двигатель должен работать как на испытуемом образце топлива, так и на -ладонных смесях только при составе топливо-воздушной смеси, соответствующей максимальной интенсивности детонации. Определение состава рабочей смеси на максимальную интенсивность детонации

        сводится к нахождению такого уровня топлива по мерному стеклу карбюратора, при котором наблюдаются максимальные отклонения стрелки указателя детонации. Порядок регулировки состава рабочей смеси при проведении испытаний по моторному исследовательскому методам одинаков и заключается в следующем:

        а) залить в топливный бачок № 1 испытуемое топливо и перевести кран карбюратора на работу двигателя из этого бачка. Затем установить степень сжатия с таким расчетом, чтобы интенсивность детонации была несколько ниже стандартной величины (40 45 единиц по шкале указателя детонации). После того как показания указателя детонации установятся, записывают их величину и уровень топлива по мерному стеклу;
        б) обогатить топливо воздушную смесь, повышая уровень топлива по мерному стеклу через интервал в одно деление, и для каждого нового положения у ровня топлива записать соответствующие показания указателя детонации. Обогащение смеси продолжить до тех пор, пока показания указателя детонации не упадут, по крайней мер, на 3-4 единицы по сравнению с максимальным значением;
        в) установить уровень топлива а положение, соответствующее максимальному показанию указателя детонации. Повторить операцию, обедняя смесь опусканием уровня топлива через интервал в одно деление, до тех пор, пока показания детонации не упадут, по крайней мере, на 3-4 единицы от максимальною значения. Все время фиксировать показания указателя детонации;
        г) установить уровень топлива на то деление, при котором наблюдалась наибольшая интенсивность детонации, или между делениями, при которых наблюдалась максимальная детонация одинаковой интенсивности. Найденное положение уровня топлива соответствует регулированию состава смеси на максимальную интенсивность детонации.

        Полученную регулировку проверить, изменяя положение уровня топлива в обе стороны от найденной величины на один-два деления по мерному стеклу.

        Если показания указателя детонации увеличиваются, то регулировка неверна, и всю операцию необходимо повторить сначала. При проведении регулировки необходимо следить за тем, чтобы все отсчеты по указателю детонации брались после того, как их показания придут в установившееся состояние. Регулирование состава топливо-воздушной смеси на максимальную детонацию необходимо проводить на испытуемом топливе и на каждой эталонной смеси.

        Установление степени сжатия, соответствующей стандартной интенсивности детонации

        После подбора уровня топлива, соответствующего максимуму детонации для испытуемого топлива, путем изменения степени сжатия добиваются такого положения, при котором показания указателя детонации будут равны 55 единицам.

        Если показания указателя детонации при работе на испытуемом топливе и регулировке состава смеси на максимальную интенсивность детонации соответствую 55±3 единицы, можно считать, что установлена стандартная интенсивность детонации и дальнейшего регулирования не требуется.

        Если же показания указателя детонации выходят за указанные выше пределы, следует изменением степени сжатия довести показания указателя детонации до 55±3 делений и при этом еще раз убедиться в том, что уровень топлива соответствует максимальному показанию указателя детонации. Установленную указанным способом степень сжатия сохранить неизменной в течение всего определения октанового числа. Величина стандартной степени сжатия должна соответствовать для моторного метода данным, приведенным в таблице 2, для исследовательского метода — данным, приведенным в таблице 3. Устанавливая степень сжатия, следует учитывать поправку на барометрическое давление.

        При барометрическом давлении, отличающемся от 760 мм рт. ст., показание индикатора в миллиметрах, соответствующее данному октановому числу вычисляют пo формуле:

        где М760 — показание индикатора, соответствующее давлению 760 мм рт. ст. (см. таблицу 2, 3);
        Р — барометрическое давление в момент испытания в мм рт. ст.

        Таблица 2

        Параметры Моторный метод Исследовательский метод
        Число оборотов двигателя (900±9) об/мин (600±6) об/мин
        Степень сжатия от 4 до 10 от 4 до 10
        Угол опережения зажигания Устанавливается автоматически
        в зависимости от показаний
        индикатора степени сжатия

        М
        20° до ВМТ при М=9,6
        24° до ВМT при М=12,3
        22° до ВМТ при М=14,9
        20° до ВМТ при М=17,6
        19° до ВМТ при М=18,9
        18° до ВМТ при М=20,2
        17° до ВМТ при М=21,6
        16° до ВМТ при М=22,9
        15° до ВМТ при М=24,2

        Постоянный 13° до ВМТ в такте сжатия
        Зазор между электродами свечи зажигания 0,5±0,1 мм 0,5±0,1 мм

        Зазоры между штоками и

        коромыслами клапанов на

        прогретом двигателе

        0,20±0,05 мм 0,20±0,05 мм
        Смазочное масло МС-20 ГОСТ 21743-76 МС-20 ГОСТ 21743-76
        Давление масла в магистрали во время работы двигателя (1,96±0,3)×105 Па
        (2,00±0,3 кгс/см3)
        (1,96±0,3)×105Па
        (2,00±0,3 кгс/см3)
        Температура масла в катере 60±10°С 60±10°С
        Температура охлаждающей жидкости 100±2°С 100±2°С
        Температура воздуха, поступающего в карбюратор 50±5°С 52±1°С
        Влажность всасываемого воздуха 3,5-7,0 г/кг 3,5-7,0 г/кг
        Обеспечивается пропусканием воздуха через радиаторы СОТ-1 Обеспечивается пропусканием воздуха через радиаторы СОТ-1
        Температура топливо-воздушной смеси 149±1°С Не фиксируется
        Состав топливо-воздушной смеси Устанавливается на максимальную интенсивность детонации Устанавливается на максимальную интенсивность детонации
        Интенсивность детонации Стандартная (55±3 единицы по указателю детонации) Стандартная (55±3 единицы по указателю детонации)
        Температура охлаждающей жидкости СОТ-1 4±4,5°С 4±4,5°С
        Определение октанового числа испытуемого топлива

        Октановое число по моторному или исследовательскому методу определяется путем сравнения испытуемого топлива со смесями эталонных топлив. После установления степени сжатия, соответствующей стандартной интенсивности детонации при работе на испытуемом образце подбирают два эталонных топлива, одно из которых детонирует сильнее, а другое слабее, чем испытуемое топливо на той же степени сжатия.

        Подбор первого эталонного топлива. Исходя из предполагаемого октанового числа испытуемого образца, составляют смесь первичных эталонных топлив(химически чистый изооктан и нормальный гептан), которую тщательно перемешивают и заливают во второй бачок карбюратора. Затем, не меняя степени сжатия, переключают двигатель на работу из этого бачка и регулируют уровень топлива в поплавковой камере на максимум детонации.

        Подбор второго эталонного топлива. Выбирают вторую смесь эталонных топлив таким образом, чтобы максимальные показания указателя детонации, полученные на испытуемом топливе, находились между показаниями, полученными на эталонных смесях.

        Выбранную смесь после тщательного перемешивания заливают в третий бачок карбюратора, переключают двигатель на работу из этого бачка при одной и той же степени сжатия и регулируют уровень топлива в поплавковой камере на максимум детонации.

        Если октановые числа первого и второго эталонных топлив различаются не более чем на две единицы, можно продолжать испытание, в противном случае необходимо составить дополнительные смеси для выполнения этого условия.

        Регистрация показаний указателя детонации. При отрегулированном уровне топлив в каждой из трех поплавковых камер карбюратора на максимальную интенсивность детонации регистрируют показания указателя детонации, работая на испытуемом образце и двух эталонных топливах. При каждом отсчете перед записью показаний цифровые значения указателя детонации должны отклоняться более чем на 3 единицы. Замеры проводят на испытуемом и двух эталонных топливах попеременно не менее трех раз. Наиболее целесообразно снимать

        показания в следующем порядке: на втором эталонном, на испытуемом, на первом эталонном, на испытуемом, втором эталонном, испытуемом и первым эталонном топливах. При переходе с одного топлива на другое необходимо выдержать время не менее одной минуты, а при переходе с этилированного топлива

        на неэтилированное — не менее трех минут, чтобы обеспечить установившийся режим работы двигателя и равновесие стрелки указателя детонации.

        Представление результатов. Вычисляют среднее арифметическое значение показаний указателя детонации, полученные на испытуемом топливе и на каждой эталонной смеси.

        Октановое число испытуемого топлива (А) вычисляют методом интерполяции по формуле:

        где А1 — объемная доля изооктана в смеси эталонных топлив, детонирующей сильнее испытуемого топлива, %;

        Зависимость показаний степени сжатия и октанового числа при

        барометрическом давлении 101,3×103 Па (760 мм рт. ст.) для диффузора диаметром 14,0 мм. Моторный метод таблица 3.

        Точность определения октановых чисел

        Моторный и исследовательский методы определения октановых чисел дают погрешности в результате, когда нарушается порядок работа и правила эксплуатации. установленные стандартами и инструкцией по эксплуатации установки. Однако большой опыт применения этих методов свидетельствует о возможности получения надежных и точных результатов, лежащих в пределах допустимой точности. Расхождения при параллельных определениях октанового числа одного и того же топлива на одной установке (сходимость) не должны превышать 0,5 октановой единицы. Расхождения при определении октанового числа одного и того же топлива на разных установках (воспроизводимость) не должны превышать 1,0 октановой единицы.

        Вышеуказанная точность относится к обычным товарным авиационным и автомобильным бензинам, октановые числа которых определялись при соблюдении всех требований методики испытании и состояния двигателя.

        При испытаниях топлив, существенно отличающихся от товарных продуктов, сходимость результатов может быть несколько хуже и отклонения более значительными. Это относится и к методу определения октановых чисел выше 100.

        Проверка работы установки по контрольным топливам

        Ежедневно перед определением октановых чисел испытуемых топлив проверяют состояние двигателя и установки по контрольным топливам.

        В качестве контрольных топлив применяют смеси, состоящие из толуола ч.д.а., химически чистого изооктана и нормального гептана (см. таблицу 1).

        Применение контрольных топлив заключается в следующем: ежедневно перед началом определения октановых чисел испытуемых образцов, а также через каждые 7 часов непрерывной работы определяют октановое число контрольного топлива (по моторному и исследовательскому методу в зависимости от определений испытуемых образцов), которое по своему номинальному значению наиболее приближается к октановому числу испытуемого образца.

        Полученный результат определения сопоставляется с номинальным октановым числом данного контрольного топлива, указанным в таблице 3. Отклонения от номинала не должно превышать ±0,5 октановой единицы. Поправку на величину полученного отклонения не вносят.

        Если отклонения выше указанного, то необходимо проверить состояние и регулировку двигателя, аппаратуры и правильность составления эталонных и контрольных смесей.